Нужно ли подписывать договор с коммунальными службами?

Главная » 2009 » Июнь » 16 » Нужно ли подписывать договор с коммунальными службами?
Нужно ли подписывать договор с коммунальными службами?
14:48

        В последнее время в Горловке активизировалась работа с населением по подписанию договоров на предоставление жилищно-коммунальных услуг. В ЖЭКах сегодня, в отличие от прошлых лет, можно с легкостью получить текст данного документа. И эту кампанию нужно только приветствовать: она способна положительно повлиять на сохранность и развитие жилого фонда, который на сегодняшний день изношен на 70-80%. Подписав подобный договор,  потребитель услуг и их исполнитель законно утверждают свои права и обязанности. Тем более, что в любой договор можно вносить дополнения или изменения, которые не запрещены действующим законодательством Украины. Так что, бояться его подписания не следует. Более того, договорные отношения с коммунальщиками должны быть выгодны тем людям, которые добросовестно оплачивают жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ).
 
   Этот договор составлен на основе двух типовых «болванок», извлеченных из нормативных документов: Правила предоставления услуг по централизованному отоплению, предоставлению холодной и горячей воды и водоотведению, утвержденным Постановлением Кабмина №630 от 21.07.2005г. (далее ПКМУ №630) и Порядок формирования тарифов на услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий, утвержденному Постановлением КМУ от 12.07.2005г. №560 (далее ПКМУ №560).

При этом потребителю предлагается заключить данный договор только с самим ЖЭКом, а не  с предприятиями, производящими услуги, такими, как, например, теплосеть или водоканал. Но скажите, как может ЖЭК отвечать за количественные и качественные показатели предоставленных услуг по водо-теплоснабжению? Или каким образом ЖЭК сможет произвести проверку предоставляемых услуг и выполнить перерасчет потребителю, если такой работой занимаются специальные организации, которые имеют соответствующее на то разрешение? Как видим, уже на стадии оформления подобного договора допускаются противоречия действующему  законодательству Украины.

      При знакомстве с содержанием договора ловишь себя на мысли, что права Потребителя ограничены, а права Исполнителя, наоборот,  расширены, в некоторых случаях даже в пику действующим законам. Углубимся в более детальное, постатейное рассмотрение документа. Так, согласно ПКМУ №630 и ПКМУ №560 исполнитель должен согласовать с потребителем, если другое не предусмотрено законом, некоторые моменты партнерства в предоставлении услуг. Но читаем пункты 6.2 и 6.6 нашего договора и обнаруживаем, что они такую возможность исключают. В пункте 6.2 оговаривается срок внесения оплаты, а в п. 6.6 безапелляционно определен размер пени, которую потребитель должен платить за каждый день просрочки. И размер ее «красуется» здесь же - 3%. Причем, пеня начисляется на сумму, которую выставили к оплате за коммунальные услуги, а не на остаточную сумму долга, без учета начисленной пени.

Не поленимся и подсчитаем. Если сумма начисления за ЖКУ в этом месяце составляет 271,37 грн., а по недосмотру или случайности я недоплатил 0,01 коп, то в первый же день просрочки я вынужден буду оплатить пеню в размере 8,14 грн., или 3% от начисленной суммы. Существенно, неправда ли?

Между тем, в п.14 ПКМУ №630 и ПКМУ №560 четко указано, что за несвоевременное внесение оплаты с потребителя взимается пеня в размере, установленном законом. Вот и возникают закономерные вопросы по данному поводу: 

- В каком действующем законодательстве Украины предусмотрена пеня в 3 %?

- Если действие нормы о взимании пени на сегодняшний день приостановлено, то на каком основании она присутствует в договоре и почему  именно в таком размере? Не 1% или не 10%: как рассчитывались эти пресловутые 3%?

- Если исполнитель счел нужным внести данную норму, то почему не согласовал этот шаг с потребителем? 
Информацию для размышлений дают и такие пункты, как 7.1.5 и  8. В них Исполнитель явно перестраховывает свою ответственность своею безнаказанностью. Так, Исполнитель в случае превышения сроков проведения ремонтно-профилактических работ и в случае превышения установленных сроков проведения аварийно-ремонтных работ обязан уменьшить размер оплаты за ЖКУ и выплатить потребителю компенсацию в размере, предусмотренном законодательством. Но вот беда, ключевым моментом данных пунктов есть фраза – «после его принятия». Выходит, что на сегодняшний день такой механизм не существует, а значит, и компенсаций ждать не приходится.

Не правда ли, неплохо коммунальщики хотят устроиться: с потребителя – пеню за просрочку, а с себя, любимых, ничего, в случае аварий и затяжных ремонтов?! Хотя Исполнителю и этого показалось мало: ради собственных  интереов коммунальщики идут на другие нарушения действующего законодательства Украины. Так, например п. 7.3.9. Договора предусматривает уменьшение предоставления объема услуг или прекращение их предоставления Потребителю в случае неуплаты им стоимости услуг в сроки, установленные договором. При этом игнорируется норма закона, согласно которой услуги должны предоставляться безперебойно. А единственной мерой ответственности Потребителя является пеня. В то же время, Исполнитель имеет возможность разрешить проблему задолженности через суд и только в рамках принятого судом решения.
 
Кроме того,  в договоре Исполнителем по части  своих обязанностей «забыты» два пункта, имеющихся в Типовых договорах. Может, он их считает незначительными? Но для потребителей услуг крайне важно, чтобы исполнитель своевременно и за свой счет проводил работы по устранению выявленных неполадок, связанных с предоставлением услуг, которые возникли по его вине. При этом, никто  не станет возражать, что качество выполнения ремонтных работ Исполнителей почти всегда оставляет желать лучшего.
  
Проверим, как предусматривает данный договор разрешение возникающих споров между сторонами? Здесь говорится, что если исполнителем нарушается условия договора, потребитель имеет право вызвать его для составления и подписания акта-претензии. Представитель исполнителя должен явиться по вызову не позднее двух рабочих дней.
    Уточним: акт-претензия составляется с целью выявления нарушений, указания сроков их устранения, вида работ, допустимых норм отклонений и т.д. Причем, точкой отчета допустимых норм отклонения для Исполнителя считается  момент получения им заявления.
Согласно действующему законодательству Украины предусмотрено, что сроки по устранению отклонений по каждому виду работ могут быть оговорены в договоре. Однако, в случае отсутствия в договоре таких прямых указаний,  работы должны выполняться в сроки, предусмотренные законодательством. Так вот, согласно нормам, оговоренным в ПКМУ №630 и ПКМУ№560,в случае, например, забоя канализации  Исполнитель обязан явиться по вызову Потребителя, в срок от 6 до 24 часов, составить акт-претензию и устранить неполадки в течение 6-24 часов. В настоящем же договоре, как мы видим, Исполнитель себе делает поблажку, устанавливая срок до двух суток.

     Важным моментом составления подобных договоров есть разрешение неурегулированных вопросов, которые неизбежно возникают между потребителем и исполнителем. Чтобы не попасть впросак, хотим посоветовать, что, если потребитель жилищно-коммунальных услуг не в состоянии самостоятельно обработать договор, лучше обратиться к специалисту-юристу, который поможет подготовить Протокол разногласий к тексту договора.

                                                                                                     

Просмотров: 3997 | Добавил: zakon2009 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вторник, 16.04.2024, 12:23
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Календарь новостей

«  Июнь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Наш опрос

Какой банк больше всех обманывает своих клиентов?
Всего ответов: 413